Фото: Shutterstock
erid: 2SDnjeyhDVX

— Как в «Финтех-маркете» был традиционно устроен процесс разработки микросервисов для МФО и почему вдруг компания отошла от классической модели?
— Раньше мы использовали классическую систему работы одного окна. Все задачи для отделов разработки, проектных менеджеров, тестировщиков и аналитиков ставил технический директор, который также занимался их приоритизацией.
Но со временем мы поняли, что слишком часто именно те задачи, которые могли бы быстрее всего принести финансовый эффект от внедрения инноваций, не получают приоритета. А главное, разработчики не видели картину полностью. Они не понимали, например, практической цели совершенствования продуктов, когда одно мелкое изменение интерфейса личного кабинета приводит к ускорению работы сервиса.
Чтобы избежать таких ситуаций, мы решили уйти от централизации задач и сделать их максимально удобными и понятными для исполнителей: разработчиков всех уровней (frontend, fullstack, backend), тестировщиков и аналитиков.
— Как вы этого добились?
— Для этого мы разделили всех разработчиков на разные команды, каждая из которых привязана к определенному бизнес-направлению нашей компании, включающему отдельный бизнес-процесс.
За каждое направление у нас отвечает отдельный менеджер, владелец продукта (product owner). В команду входят не менее трех разработчиков с различными профессиональными навыками, проектный менеджер, аналитик и тестировщик. Задачи для каждой отдельной команды ставятся напрямую владельцами продукта, что делает коммуникацию максимально оперативной: исполнители точно знают бизнес-цели, которые должны быть достигнуты с помощью нововведений (на своей внутренней кухне мы называем их фичами).
— Какой эффект «Финтех-маркет» уже получает от внедрения новой управленческой модели при разработке микросервисов?
— В первую очередь мы стали эффективнее расходовать средства на IТ и получать качественный фидбек от команды разработчиков. Благодаря настроенному взаимодействию они стали сами подсказывать направления для улучшения продуктов — ведь им зачастую понятнее, как будет работать система на практике с технической точки зрения. А мелочей в этом деле нет. Например, не все знают, насколько важен продуманный интерфейс: имеют значение даже цвета кнопок. Также важно избегать перегруженности страниц лишней информацией. Она только отвлекает клиента от целевого действия.
— Сколько сейчас у компании таких микросервисов?
— У нас семь микросервисов, в каждом работает своя команда, отвечающая за определенный бизнес-показатель. При этом разработчики продолжают работать как единое целое. Для координации действий разных команд мы создали «карту фичей», по которой можно отслеживать приоритетность тех или иных задач. Также на ней отображаются бизнес-эффекты, которые необходимо достичь каждой команде.
— Можно ли привести примеры разработанных вами микросервисов?
— Сейчас все они связаны с рынком микрофинансирования. Например, сервис по рекуррентным платежам. Такие сервисы применяются в отношении заемщиков, которые не исполняют взятые на себя обязательства должным образом. Этот сервис входит в набор микросервисов в рамках услуги «Кредитный конвейер». Помимо рекуррентных платежей, она включает сервисы по выдаче займов, оценке рисков и взысканию, клиентской поддержке.
— На маркетплейсе Boostra, который создал «Финтех-маркет», сегодня выдают займы сразу несколько независимых партнерских МФО. Какой микросервис уже показал высокую востребованность?
— На текущий момент наши партнеры пользуются «Кредитным конвейером» на все 100%, то есть используют наш сервис по максимуму. При этом интерес к услугам микросервиса сейчас проявляют и другие участники рынка, которые не являются партнерами маркетплейса. Нами разработан интересный для рынка сервис, который связан с оценкой рисков при выдаче микрозаймов. До недавнего времени мы использовали сторонние решения для предварительного скоринга, но при этом создавали свое решение. Рассчитывали, разумеется, в первую очередь на его востребованность на микрофинансовом рынке, но на старте сразу закладывали возможность трансформировать его и под другие сферы применения, изменив только набор входящих источников.
— Почему доступные на рынке готовые решения по оценке рисков не отвечали вашим требованиям?
— Скоринговые системы анализируют множество источников информации, и если мы не знаем, какие из них использовал разработчик, то решение превращается для нас в «черную коробку». С учетом того, что весь наш бизнес основан на умении работать с клиентами, оценивая их платежеспособность и степень риска невозврата займов, для нас модель оценки является узким горлышком. Такие вещи лучше разрабатывать самостоятельно, чтобы быть уверенным в постоянстве качества.
— Могут ли разработанные «Финтех-маркетом» для МФО микросервисы быть востребованными на других рынках?
— Разумеется, такие возможности есть. Причем это касается всех микросервисов: просто некоторые из них необходимо дорабатывать под потребности бизнеса в определенной сфере.
— Какие планы у «Финтех-маркета» по развитию микросервисов?
— Нашим основным направлением останутся микрофинансовые организации и работа с ними, в том числе развитие маркетплейса для партнеров.
По сравнению с банками сегодняшние МФО зачастую более технологичны, они могут быстрее внедрять изменения в IТ-сервисы и системы. Банки делают это медленнее из-за более крупной и сложной организационной структуры. МФО активно развивают онлайн-сервисы и платформы, чтобы сделать свои услуги максимально технологичными и удобными для клиентов в разных частях страны.
Кроме того, мы намерены расширять целевую аудиторию финансовых микросервисов, выходя в новые сегменты рынка. Если немного трансформировать наш сервис по скорингу, можно перенастроить его работу, например, на прогнозирование юнит-экономики — прибыльности покупки тех или иных партий товара. Для этого нужно только изменить вводные данные для анализа. В ближайшем будущем, благодаря использованию ИИ-моделей в подобных сервисах, можно будет полностью поручить роботизированным системам управление продажами.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Список юридических лиц, оказывающих финансовые услуги: ООО МКК «Аквариус», ООО МКК «Випзайм», ООО МКК «Финлаб»